|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МОУ СОШ Д. ЛУКЬЯНОВКА
НА ПЕРИОД 2006/2010 г.
1. НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ, ПРИНЦИПЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Эффективное решение проблемы современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно – целевого управления её развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования. Программа развития МОУ СОШ д. Лукьяновка разработана педагогическим коллективом на основе Закона РФ «Об образовании». В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов. Программа определяет цели воспитания и образования с учётом приоритетов и стратегий государственного образования в государственной политике, помогает построить концепцию развития, наметить приоритетные проблемы, разработать план действий.
Школа должна помочь ребёнку удовлетворить свои образовательные запросы, своё человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.
Программа развития призвана определить стратегию обновления учебного учреждения, создать организационную структуру и механизм её реализации.
Основные принципы программы развития школы
Принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав учителя и ребёнка, закреплённых Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребёнка, Конвенцией о правах ребёнка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки учеников, на взаимном уважении и доверии учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Принцип развивающего обучения предполагает: отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; развитие умственных способностей; использование новейших педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда.
Принцип индивидуализации обучения предполагает: всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
Принцип дифференциации предполагает: выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся.
Принцип целостности предполагает: построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся.
Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения повторений и учений на всех ступенях образования.
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
МОУ СОШ д. Лукьяновка функционирует в двухэтажном типовом здании. Здание школы введено в эксплуатацию в 1959г. В 2005 году был сделан капитальный ремонт 1 этажа, обустроены туалеты в здании школы. Имеется спортивный зал, учебные кабинеты – 13, учебные мастерские, библиотека с книжным фондом более 4,5 тысяч, фондом учебников – более 2,5 тысяч, школьная столовая на 42 посадочных места, спортивная площадка с набором спортивных снарядов, учебно-опытный участок ( 1,5 га) , школьный литературный музей имени Лермонтова. Школа работает в одну смену при шестидневной учебной неделе ( 1 класс – пятидневка). Продолжительность урока 45 минут. После занятий: консультации, факультативы, работа кружков, секции, общешкольные творческие дела и дела класса. В настоящее время в школе обучается 101 учащийся в 11 классах-комплектах. Обучение в школе ведётся на основе Российской федеральной программы трёхуровневого образования
1-я ступень (уровень) -1-4-е классы (37 учащихся)
2-я ступень (уровень)- 5-9-е классы (42 учащихся)
3-я ступень (уровень)- 10-11 классы (9 учащихся).
В школе имеется компьютерный класс на 5 посадочных мест, 10 учителей прошли обучение работе на персональном компьютере.
Распределение кадрового состава по категоричности.
В школе работает стабильный педагогический коллектив. Учителей в нём – 17. 14 педагогов имеют высшее образование, 3 – средне-специальное образование (один из них - студент ЕГПУ).
Высшая квалификационная категория – 1 педагог
Первая квалификационная категория – 7 педагогов
Вторая квалификационная категория – 3 педагога
8-12 разряды – 6 педагогов
Распределение кадрового состава по стажу работы
Пенсионеры – 2
Педагоги со стажем 20-35 лет – 6 педагога Педагоги со стажем 15-20 лет – 2 педагога Педагоги со стажем 10-15 лет – 4 педагога Педагоги со стажем 5-10 лет – 1 педагог
Молодые специалисты – 1 педагог
Из анализа полученных данных видно, что коллектив стабилен, обновление происходит незначительное. Средний возраст педколлектива – 40 лет.
В школе сложилась определённая система повышения профессионального уровня педагогов.
Ежегодно, согласно графика, учителя повышают свою квалификацию на курсах при Липецком областном ИУУ. Они повышают свою квалификацию и тогда, когда участвуют в работе школьных и районных семинаров.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является хорошо организованная методическая работа. В современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, приёмы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем, роль методической работы значительно возросла.
В школе работает 4 МО:
МО – гуманитарного цикла.
МО – естественно – математического цикла.
МО – начальных классов.
МО – классных руководителей.
В планировании методической работы школы и МО старались отобрать тот комплекс мероприятий, который позволил бы системно и эффективно решить проблемы и задачи, состоящие перед школой.
Был создан методический совет школы, куда вошли руководители МО, как наиболее опытные учителя. Заседания МО проводятся не реже 3 раза в год. Основные задачи МО – это координация методической работы в школе (планирование, подведение итогов, задачи на следующий год).
Очень много внимания МО уделяют умению учителя владеть системой обратной связи, работать по исправлению намеченных недостатков. Совместно с администрацией осуществляется ежегодный смотр кабинетов, целью которого является проверка состояния методической литературы, качество наглядных пособий, технических средств, дидактического материала.
Вся учебная и воспитательная работа направлена на то, чтобы вырастить общительных, нравственно зрелых и развитых людей, способных найти своё место в жизни, организовать учебно – воспитательный процесс таким образом, чтобы создавать условия для самовыражения, самоопределения школьников, формировании системы отношений к себе, обществу, общественным ценностям, культуре, истории родного края.
В школе ведется работа по реализации Закона РФ «Об образовании», разработке нормативно – правовой документации, регламентирующей образовательную деятельность. Ежегодно проводится учёт детей по микрорайону, подлежащих обучению.
Все учащиеся, подлежащие обучению, 1 сентября садятся за парты.
Отсева из школы за последние три года не было.
Обучение проводилось по учебному плану, составленному на основе Федерального базисного плана. По данному плану обучаются дети 1 – 11 классов.
Содержание образования и структура в учебном плане выдерживается. Увеличенное количество часов в предельно допустимой нагрузке учащихся по сравнению с базисным учебным планом не выходит за реальные рамки перегрузки.
Учебные программы имеют обязательный минимум содержания, определённый Министерством образования РФ.
Важное значение для социальной адаптации имеют уроки трудового обучения в условиях малочисленной школы. Введён элективный курс для ознакомления учащихся 9 классов с основами профессии в области краеведения.
В ходе выбора направлений развития школы постоянному анализу подвергается показатель уровня успешности и качества обученности учащихся. Анализ данных за последние 3 года обучения показывает, что успеваемость снижается:
2003 – 2004 уч. год – 100%
2004 – 2005 уч. год – 99%
2005 – 2006 уч. год – 98,3%
Качество обучения повышается:
2004 – 2005 уч. год – 36,3%
2005 – 2006 уч. год – 40,8%
За исследуемый период (2003 – 2006 года) серебряной медалью по окончании школы были награждены 3 выпускника; 1 выпускник награждён грамотой за отличную учёбу в 11 классе, аттестаты особого образца по окончании 9 класса получили 4 учащихся.
Перспектива получения серебреных медалей:
2006 – 2007 уч. год – 2 учащихся
2007 – 2008 уч. год – 1 учащийся
Школа стабильно функционирует. Планируется незначительное снижение контингента учащихся. По данным исследованиям, количество первоклассников не будет резко изменяться.
Есть проблема нехватки мест в дошкольном учреждении. Возникает объективная проблема подготовки детей к школе.
В последние годы наметилась тенденция к снижению уровня посещаемости дошкольного учреждения детьми, поступающими в 1 класс. Уровень их подготовленности к школе становится предметом заботы родителей и будущих учителей 1 кл.
Качественность результатов нельзя рассматривать без анализа социального состава обучающихся в школе. Общеизвестен факт, что социальная среда обитания прямо или косвенно влияет на состояние и развитие личности.
Сведения о социальном составе учащихся.
Всего учащихся 101
Количество детей из полных семей 83
Количество детей из неполных семей 14
Дети матерей – одиночек 4
Количество учащихся из неблагополучных семей 8
Количество учащихся из многодетных семей 26
Количество детей, находящихся под опёкой и попечительством (детей – сирот) -
Количество детей из семей, где оба родителя имеют высшее образование 3
Количество детей из семей, где оба родителя работают 46
Количество детей из семей, где работает только один из родителей 52
Количество детей из семей безработных 3
Количество детей из семей, для которых русский язык неродной 15
Как видим, уровень образования родителей невелик. Из общего числа родителей лишь 15 человек имеют высшее образование (6 из них – учителя).
При организации учебно - воспитательного процесса следует учитывать и большую долю детей с неродным русским языком (15%).
Социальный портрет школы был бы неполным без анализа уровня здоровья учащихся. Проведённый анализ свидетельствует об ухудшении состояния здоровья учащихся. Осмотры детей специалистами показали следующее:
Многие учащиеся имеют нарушения органов зрения, опорно – двигательного аппарата, нервные расстройства, заболевания органов пищеварения.
Кроме проблем, возникающих с физическим здоровьем учащихся, школа работает над проблемой морально – нравственного здоровья детей с целью выбора направлений работы с детьми, склонными к асоциальным поступкам.
Количество 2006/2007 уч. год
Обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле 7
Обучающихся, состоящих на учёте в ПДН и комиссии по делам несовершеннолетних 4
Школа организует целенаправленную работу с данной категорией учащихся.
Основные направления по работе с трудными подростками:
работа во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;
работа по пропаганде здорового образа жизни.
Образовательный процесс опирается на сформировавшуюся воспитательную систему школы, в которую включены:
органы педагогического и ученического самоуправления (педагогический совет, учком, классный коллектив и т.д.)
методическое объединение классных руководителей.
Воспитательная работа направлена на создание условий для формирования и развития социально адаптированной личности, способной использовать полученные предметные знания в дальнейшей учёбе и работе.
Особое место в воспитательной системе школы занимает блок дополнительного образования.
Количество 2006/2007 уч. год
Кружков и секций, работающих на базе школы и центра ДОД. Из них: 7
- спортивного направления 2
- художественного – эстетического творчества 2
- познавательно – развивающего направления 3
Количество учащихся, посещающих кружки и секции дополнительного образования в школе 82
Количество детей группы риска, посещающих кружки и секции 9
Системная работа дополнительного образования школы позволяет прогнозировать вовлечение во внеурочную деятельность до 80% учащихся.
Творческий подход педагогов к разработке программы ДО позволяет расширить развивающие образовательные воспитательные возможности школы.
Целенаправленная работа педагогов способствует стабильному развитию школы.
Проблемы, вытекающие из анализа развития школы на современном этапе.
В рамках реализации образовательной программы школы идёт постоянный анализ:
социально – образовательных потребностей всех участников учебно-воспитательного процесса;
достигнутых результатов образовательного процесса;
возникающих проблем;
поиска путей решения проблем.
По результатам анализа деятельности школы можно структурировать комплекс проблем, решение которых поможет вывести школу на новый уровень развития:
школьное образование должно опережающим образом обеспечивать социально – экономическое развитие общества;
школа должна быть, с одной стороны, гарантом стабильности, но с другой – соответствовать быстро меняющимся условиям информационного общества;
школа должна быть способной удовлетворять новые требования, предъявляемые государством и социумом, в том числе микросоциумом.
|
|